Приливные колебания уровня на Черном море весьма незначительны: величина их не превышает 10 см.В некоторых портах и гаванях иногда наблюдается своеобразное колебание воды (комбинация вертикальных и горизонтальных движений воды), известное под названием тягун. Тягун возникает тогда, когда период колебаний воды в порту (гавани) близок к периоду длинных волн, подходящих к порту (гавани). В отдельных случаях тягун наблюдается при подходе к району порта(гавани) длинной зыби, а само море в районе порта (гавани) в это время относительно спокойно. При тягуне происходит наваливание судов на стенки набережных или на соседние суда или же, наоборот, резкий отжим судов от причалов, приводящий к обрыву швартовов. Течения. Постоянное течение на поверхности Чёрного моря в целом представляет замкнутую циркуляцию вод против часовой стрелки параллельно побережью и охватывает все море кольцом шириной от 20 до 50 миль. Наиболее хорошо оно выражено в расстоянии 2-10 миль от берега; здесь течение довольно устойчивое, средняя скорость его до 0,9 уз. Обширные постоянные круговые течения, направленные против часовой стрелки, наблюдаются также в центральных областях западной и восточной частей моря. Средняя скорость этих течений обычно 0,1-0,5 уз, лишь в центре менее 0,1 уз. У северо-западного побережья моря (от острова Змеиный до мыса Тарханкут) течение в целом направлено от мыса Тарханкут на NW к Тендровской косе, а затем на SW к острову Змеиный. Средняя скорость течения до 0,5 уз. У побережья Крымского полуострова (от мыса Меганом до мыса Тарханкут) течение вначале следует от мыса Меганом на SW и W к мысу Сарыч, а затем на NW к мысу Тарханкут. Средняя скорость этого течения до 0,5-0,7 уз, на отдельных участках 0,9-1 уз. У восточного побережья моря (от порта Новороссийск до порта Батуми) течение идет в общем на NW; средняя скорость его до 0,4-0,7 уз, местами 0,9 уз. У южного побережья моря течение следует в основном на О; средняя скорость его чаще составляет 0,3-0,7 уз. У западного побережья моря (от мыса Емине до острова Змеиный) течение направлено в целом на S; средняя скорость его преимущественно 0,5-р,7 уз. Вдоль всего побережья в большинстве заливов и бухт имеют место круговые течения, направленные по движению часовой стрелки; средняя скорость их колеблется от 0,1 уз и менее до 0,3 уз. При устойчивых и сильных ветрах направление и скорость постоянных течений заметно меняются. У отдельных мысов скорость течений может достигать 1-3 уз. Волнение. Неспокойным Черное море бывает чаще зимой, когда повторяемость высот волн 2 м и более почти повсеместно достигает 30%. Летом повторяемость высот волн 2 м и более составляет 5-13%, весной и осенью 15-17%. В целом на Черном море преобладают волны с высотами менее 2 м. Повторяемость высот волн менее 1 м летом 55-70%;, в остальное время года 27-45%. Повторяемость высот волн от 1 до 2 м составляет соответственно 24-32% и 40-43'%;.Осенью и зимой наиболее вероятно волнение от NO, N и О, весной и летом - от SSW и W. Режим волнения в прибрежной зоне очень изменчив и в значительной степени зависит от местных особенностей того или иного участка. Температура, соленость и плотность воды. Температура воды на поверхности в открытой части Черного моря зимой составляет преимущественно 8-9°, лишь на крайнем северо-западе и северо-востоке она в среднем изменяется от 4 до 0° и ниже. Весной температура воды повсеместно повышается. В конце весны среднее значение ее обычно 13-16°. Летом температура воды на поверхности Черного моря в среднем составляет 19-26° с максимумом преимущественно в августе. В начале осени температура воды близка еще к летней температуре; в конце осени на большей части моря она снижается до 10-13°, а на северо-западе до 8-4°. На изменение температуры воды в прибрежных районах большое влияние оказывают сгонно-нагонные явления. Так, например, у берегов Крымского полуострова и восточного побережья моря летом отмечались случаи, когда после сильного сгона температура воды на поверхности понижалась с 23-25° до 7-10°. Соленость воды. На поверхности открытой части моря средняя соленость воды 18,3%о- По мере приближения к берегам соленость воды 20 уменьшается. В прибрежной зоне она составляет в среднем 17,9%о, в устьевом взморье может доходить до 5%о и менее. ПЛОТНОСТЬ воды на поверхности открытой части моря имеет наибольшие значения в феврале н в среднем составляет 1,014-1,016. Наименьшие значения ее отмечаются в августе, когда средняя плотность равна 1,011. Условная прозрачность и цвет воды. Условная прозрачность водыв Черном море сравнительно велика. В открытой части моря зимой и весной она колеблется от 10 до 18 м, летом от 15 до 25 м и осенью от 15 до 18 м. В прибрежной зоне условная прозрачность изменяется соответственно от 6 до 10 м, от 10 до 15 м и от 5 до 10 м. В устьевом взморье северо-западной и юго-западной частей моря в течение всего года она составляет обычно 2-4 м. Условную прозрачность воды до 34 м можно наблюдать летом при. штиле в восточной части Черного моря в зоне основного потока течения. Цвет воды. Вода в открытой части Черного моря темно-голубого и голубого цвета, в прибрежной зоне голубовато-зеленого, а вблизи устьев рек изменяется от зеленовато-желтого до желтовато-коричневого цвета. Гидробиологические сведения. Свечение моря. В Черном море наблюдается искрящееся свечение, вызываемое мелкими и микроскопическими организмами (ночесветкой, перидинеями). Интенсивность этого свечения усиливается при волнении, движении судов и т. п. Особенно интенсивным оно бывает в прибрежной полосе. Наблюдается свечение обычно летом и осенью. Зимой и весной оно отмечается очень редко. Цветение воды наблюдается в большинстве случаев в бухтах, заливах и в северо-западной части моря. Вызывается оно в основном массовым развитием фитопланктона и реже зоопланктона в поверхностном слое воды, которые заметно меняют ее цвет и прозрачность. Цветение возможно в течение всего года, но наиболее интенсивно оно с февраля по май. Водоросли. В Черном море особенно распространена красная водоросль - филлофора, образующая в северо-западной части моря на глубине 20--60 ;м огромные заросли.Из других водорослей в заливах, лиманах, лагунах и бухтах на глубинах обычно не более 10-12 м часто встречается зостера или морская трава. Древоточцы. В Черном море отмечается разрушительная деятельность морских древоточцев. Из двухстворчатых моллюсков здесь встречается тередо, из ракообразных древоточцев - лимнория и хелюра. Тередо обычно разрушает древесину изнутри; ходы его направлены вдоль волокна, но они могут быть извилистыми: изгибаться самым причудливым образом, переплетаясь друг с другом. При значительном поражении им древесина превращается в губчатую массу. Особенно активно тередо действует с июня по сентябрь. Наиболее часто он встречается у побережья Крымского полуострова и у восточного побережья моря. Лимнория обычно поражает поверхностный слой древесины; ходы ее неглубоки (не глубже 5 мм, изредка 15 м;м от поверхности дерева), но иногда она выедает в сваях как бы дупла, так называемые "котлы". Лимнория, как правило, не переносит мутной, застоявшейся, бедной кислородом воды. Хелюра несколько крупнее лимнории, она обычно поселяется рядом с ней и сверлит дерево аналогично последней, но ходы ее глубже, хотя "котлов" она не создает. Диаметр ходов достигает 2,5 мм. Кроме дерева, лимнория и хелюра могут поражать изоляцию подводных кабелей.Обрастание подводной части корабля различными морскими организмами (балянусами, мидиями, дрейсенами, мшанками и др.) наблюдается круглый год, но наиболее интенсивно оно с мая по сентябрь. Опасные морские животные и рыбы. Из опасных морских животных и рыб в Черном море водятся европейский хвостокол, большой дракон-чик и европейская скорпена. Европейский хвостокол (морской кот) обитает в защищенных бухтах, на мелководных участках моря и в устьях рек. Ударами хвоста он может наносить очень сильные и опасные раны. Большой дракончик - наиболее опасная рыба. Колючки спинного плавника и шипы жаберных крышек крайне ядовиты. Уколы ее могут быть смертельными. Живет в основном в заливах и бухтах, обычно зарываясь в мягкий грунт так, что видна только голова. Европейская скорпена чаще всего встречается в бухтах возле скалистых берегов, укрываясь обычно в расселинах скал или в водорослях. Следует иметь в виду, что уколы этой рыбы очень болезненны. Кроме того, в Черном море есть небольшая зеленая, красная или коричневая актиния. Соприкосновение с ней вызывает сильное раздражение кожи. ЛЕДОВЫЙ РЕЖИМ. В Черном море лед обычно наблюдается в северо-западной его части. В отдельные зимы он встречается вдоль западного побережья, на крайнем северо-востоке, включая Керченский пролив, а также у Крымского полуострова в районе мыса Тарханкут, порта Евпатория, в Севастопольской и Феодосийской бухтах. Появление льда на Черном море, за исключением некоторых участков, приходится обычно на середину декабря - первую половину января. Причем раньше всего лед появляется в устьях крупных рек. На Черном море лед преимущественно местного происхождения. В районах устьев рек преобладает лед, выносимый реками. У открытых берегов и мористее их чаще всего наблюдается дрейфующий лед, в лиманах, заливах и бухтах - неподвижный лед. Очищается море от льда, как правило, во второй половине февраля- марте. В начале лед исчезает с мористых участков, а затем с прибрежной зоны, где в последнюю очередь освобождаются лиманы.В умеренные зимы в северо-западной части моря число дней со льдом колеблется от 4-20 до 75-108. Обледенение судов. Угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, представляет обледенение судов. В Черном море оно бывает редко.Обледенение судов происходит при отрицательной температуре воздуха и сильном ветре, обусловливающем развитие волнения, и, как следствие, забрызгнвание судна забортной водой.Обледенение может наблюдаться также при выпадении переохлажденных осадков, при нахождении судна в переохлажденном тумане и при парении моря. По интенсивности обледенение можно условно разделить на медленное, быстрое и очень быстрое. Ниже дана классификация интенсивности обледенения применительно к судам водоизмещением 300-500 т. Медленное обледенение - интенсивность нарастания льда на судне не более 1,5 т/ч. Оно наблюдается: а) при температуре воздуха от -1 до -3° и любой скорости ветра ри наличии забрызгивания или атмосферных осадков, тумана и парения моря; б) при температуре воздуха -4° и ниже и скорости ветра до 9 м/с. Быстрое обледенение - интенсивность нарастания льда на судне 1,5-4,0 т/ч. Оно наблюдается при температуре воздуха от -4 до -8° и скорости ветра от 10 до 15 м/с. Очень быстрое обледенение - интенсивность нарастания льда на судне более 4 т/ч. Оно наблюдается: а) при температуре воздуха -4° и ниже и скорости ветра 16 м/с; б) при температуре воздуха -9° и ниже и скорости ветра от 10 до 15 м/с. Интенсивность нарастания льда во время обледенения зависит от частоты забрызгивания судна водой. Это явление определяется ско ростью ветра, высотой и крутизной волны, курсом и скоростью судна по отношению к направлению ветра и волны. Наибольшая забрызгивае-мость судна и наибольшая интенсивность обледенения при одних и тех же гидрометеорологических условиях бывает тогда, когда ветер и волнение воздействуют на судно с курсовых углов меньше 45°. 10 На скорость нарастания льда влияет также конструкция судна и такелажа, характер палубного груза и его расположение. Особую опасность обледенение представляет для судов с низкими надводными бортами. В условиях, благоприятных для обледенения, образования льда на металлических частях судна, на рангоуте, вантах, лобовой стенке надстройки и др., а также на брезентовых чехлах лебедки, брашпиля, крышек люков трюмов, шлюпок начинается сразу же, как только возникает забрызгивание. На деревянной палубе образуется ледяная каша, смешанная с забортной водой, которая замерзает при температуре от -4 до -9° через 1,5-2 ч, а также при температуре от -10 до -14° через 1-1,5 ч. В течение первого часа после начала обледенения лед, образовавшийся на судне, рыхлый и легко окалывается. Лед, образовавшийся при температуре -10° и ниже, через 1-1,5 ч после начала обледенения становится твердым и имеет прочное сцепление с частями судна, осо-25 бенно с деревянной палубой. Такой лед с ттрудом поддается околке. При возникновений обледенения рекомендуется: 1) привести в готовность средства борьбы с обледенением; 2) приступить к очистке судна даже от самого тонкого слоя льда и ледяной каши; 3) изменить курс судна таким образом, чтобы частота забрызгивания была наименьшей; 4) если есть льды, войти в них или перейти в сторону более теплого воздуха или течения.
|