Понедельник, 17.02.2020, 21:08
Приветствую Вас Гость
RSS
Яхтинг/Радиоспорт
Меню сайта
Категории каталога
Статьи о яхтинге [27]
Статьи о радио [29]
О яхт-клубе [9]
Друзья сайта
Главная » Статьи » О яхт-клубе

Яхт-клуб Екатеринославской губернии
Екатеринославский яхт-клуб
Клуб возник в Екатеринославе (совр. Днепропетровск) в 1898 г. 27 сентября этого года был утвержден устав клуба. Официальный адрес клуба — Садовая ул., д. Айнгорна.
Как и другие клубы, он состоял из почетных и действительных членов, а также кандидатов в члены, называемых почетными гостями. Первые действительные члены были избраны учредителями (по рекомендации одного из них). По Уставу, для существования клуба необходимо было не менее 11 членов. Число действительных членов, избранных учредителями, не могло быть более 20 человек. После заполнения этих вакансий, всякий, желающий баллотироваться в члены, должен предварительно пробыть постоянным гостем не менее трех месяцев и затем избирался в члены на Общем собрании. Постоянные гости, не желавшие баллотироваться, могли оставаться в этом звании не более года или двух летних сезонов подряд. Получить статус постоянного гостя можно было по рекомендации трех членов клуба; они вносили сезонную или годовую плату. Помимо постоянных гостей (кандидатов в члены), были временные, посещавшие клуб за плату.
Бесплатно клуб посещали следующие категории гостей: "1. Дамы, принадлежащие к семействам действительных и почетных членов клуба. 2. Члены всех иностранных и русских яхт-клубов, временно пребывающие в г. Екатеринославе и 3. Офицеры русского флота, состоящие на действительной службе и временно пребывающие в г. Екатеринославе«(ст. 7 Устава).
В первый год существования клуба размер взноса определялся учредителями, а затем — Общим собранием.
Клуб был многочисленным: в 1911 г. его состав достиг 300 человек. При этом, будучи общедоступным, он интенсивно пополнялся. В 1914 г. было избрано около 150 кандидатов в действительные члены.
Командор и старшины клуба избирались, как и везде, Общим собранием из почетных и действительных членов, причем старшина, получивший наибольшее число избирательных голосов, получал звание вице-командора. Командор и старшины считались избранными, если получали более половины голосов, присутствовавших на выборах. Получившие менее абсолютного большинства голосов, должны были баллотироваться вновь. После избрания Комитета, два следующие по числу полученных шаров члена, считались кандидатами в старшины и занимали их место в случае выбытия кого-то из старшин в течение года. Если в течение года командор отказывался от своей должности, то созывалось Общее собрание для выбора нового.
Командором клуба в течение долгого времени избирался губернатор Екатеринослава (в 1904 г. — Ф.Э. Келлер, в 1911 г. -В.В. Якимчук, в 1914 г. — В.А. Колобов).
Для действительных и почетных членов клуба, а также постоянных гостей предполагалась форма «матросского покроя из темносинего сукна с белым воротником, обшитым синей тесемкой; на отвороте воротника имеется металлическое или вышитое золотом изображение якоря. Тельник полосатый: шаровары суконные темно-синие или белые. Летом голландка может быть белая с белым отложным воротником, обшитым синюю тесьмою; шляпа белая матросского образца с синей шелковой лентой и с надписью „Екатеринославский яхт-клуб" и кожаный широкий пояс. Командор при той же форме имеет на левом рукаве три золотые шеврона (галуны, нашитые углом); вице-командор и начальник пристаней — два шеврона и старшины по одному шеврону. Кроме того, командор имеет на тулье шляпы на крест два золотые галуна». Ношение формы разрешалось в помещении клуба и на всех устраиваемых клубом гонках и увеселительных вечерах".
Флаги были утверждены по образцу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. В 1914 г. по указанию Главного морского штаба Морского министерства, рисунок кормового флага был несколько изменен («в нижнем левом крыже должен быть помещен герб Екатеринославской губернии, а не одна только буква «Е»). Тогда же были утверждены значки яхт-клуба: нагрудный; предназначенный для ношения на головном уборе, а также нашивной знак на голландку или гребную фуфайку.
К началу Первой Мировой войны в клубе было 34 общественных судна и 59 частных.
Обычно навигация открывалась в марте, а закрывалась в сентябре. Как и во всех южнорусских клубах, она продолжалась благодаря климатическим условиям значительно дольше, чем в среднерусских. За время навигации устраивалось около 5 гонок, причем все они были гребные. В качестве призов выдавались жетоны, в том числе и золотые. Устраивались и дальние плаванья, а также развлечения, связанные с водным спортом. Так, в 1911 г. 26 июня была устроена «венецианская ночь», сопровождавшаяся фейерверком. 17 июля организовали карнавал, который освещался также фейерверком, бенгальскими огнями и проходил под звуки оркестра. 15 августа было устроено праздничное гуляние и чаепитие.
Во время войны число гонок сократилось. Так, в 1915 г. состоялось 3 гребные гонки. 30 мая была гонка на 8 верст, 10 июля — на 3,5 версты, 24 авг. — на 7 верст.
О своих мероприятиях клуб давал объявления в газетах «Приднепровский край», «Южная заря», «Русская правда».
Помимо гонок, подобно другим яхт-клубам, Екатеринославский занимался и другими виды спорта. В летнем помещении яхт-клуба, кроме пристани, были площадки для занятий гимнастикой, крокетом, лаун-тенисом.
В зимнем помещении устраивались танцевальные вечера, концерты и другие увеселения. Для того, чтобы члены клуба и их семейства могли бесплатного получать новые книги и журналы, при яхт-клубе устроили библиотеку. Комитетом выписывались газеты и периодические издания на русском и иностранных языках, а также приобретались «лучшие сочинения по литературе и разным отраслям науки, преимущественно касающимся цели клуба». Для доставления членам и посетителям клуба возможности иметь за умеренную плату доброкачественные кушанья и напитки. Клуб содержал свой стол и буфет, который обслуживался официантами. Во время летнего сезона клуб устраивал семейные прогулки на лодках с музыкою и танцами, со взиманием особой платы в пользу клуба как с членов, так и с гостей; а зимой — научные литературные чтения, концерты, танцевальные вечера, живые картины и другие увеселения. В клубе дозволялась игра на бильярде, в шахматы, а также и все игры в карты (кроме азартных); устраивались годичные балы, имелось пианино и специально нанимался тапер.
Среди членов клуба были представители духовенства, что было крайне нехарактерно для российских яхт-клубов. Судя по списку членов на 1911 г., в клубе состоял о. Лазарь Добринский (Епархиальное женское училище); в 1914 и 1915 гг. там числились о. Борис Беленький (Первое реальное училище), о. Николай Дворников (Епархиальное женское училище), о. Сергий Мизецкий (Свечной епархиальный завод). Характерно, что почти все они служили в системе просвещения. В клубе также состоял Н.Н. Малов — директор Второго Коммерческого училища.
Клуб содержал 2 спасательные станции — в Потемкинском парке и на Богомоловском острове.
В конце января 1915 г. часть усадьбы клуба была отчуждена под строительство Мерефо-Херсонской железной дороги. Отчуждение сопровождалось сносом некоторых клубных построек. Клуб получил компенсацию в размере 4 тыс. руб. 20 мая того же 1915 г. у клуба для военных нужд был реквизирован большой моторный катер.
 
Литература:
Устав Екатеринослвского яхт-клуба. СПб., 1897.
Устав Екатеринославского яхт-клуба. Екатеринослав, 1898.
Проект устава Екатеринославского яхт-клуба. Екатеринослав, 1906.
Отчет о деятельности Екатеринославского яхт-клуба за 1911, 1914, 1915 гг. Екатеринослав, 1911, 1914, 1915.
       
    
  



















Форма командора.























Форма вице-командора.



















Брейд-вымпел вице-командора.



















Брейд-вымпел командора.




















Кормовой флаг.




















Стеньговой флаг.


















Флаг гоночной комиссии.




















Флаг почетного члена.

Категория: О яхт-клубе | Добавил: valery (14.12.2010)
Просмотров: 2102 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright Яхта "Муссон" © 2020