Четверг, 25.04.2024, 18:04
Приветствую Вас Гость
RSS
Яхтинг/Радиоспорт
Меню сайта
Категории каталога
Статьи о яхтинге [27]
Статьи о радио [30]
О яхт-клубе [9]
Друзья сайта
Главная » Статьи » Статьи о яхтинге

Windpilot.

Конструкция виндпилота экспериментальная. Поэтому нет смысла делать подробные чертежи. Главное - идея. Все узлы устройства сделаны разборными, чтобы можно было менять конструкцию при отладке. Положительный результат работоспособности девайса получен, можно повторять «на чистовую». Следующая конструкция  будет чисто из нержавеющей стали, потому, что дюраль + нержавейка + морская вода – не сильно дружат. Будет больше сварных деталей и меньше болтовых соединений. Немного о работе виндпилота. В том, что он удерживает курс яхты по ветру как Бог, вопросов нет. Открылось еще одно поразительное качество этого устройства. Он удивительным образом отрабатывает бортовой крен яхты при восхождении и спуске с волн. Как опытный рулевой рулит по волнам. Только рулевой может иногда замешкаться, а железо – нет. Система четко отрабатывает каждый наклон корпуса яхты. Работает это следующим образом: при движении плавник виндпилота находится в потоке воды и занимает очень стабильное положение. Он летит в этом потоке не зависимо от положения корпуса яхты. И получается так, что яхта своим креном создает разницу угла относительно находящегося в стабильном состоянии рычажка плавника, к которому привязаны веревочки – тяги. Усилие пропорционально передается на румпель. Фантастика!

Верхний узел - качалка. На поворотном узле - два кронштейна с подшипниками, в рычаге - тоже подшипник диаметром 16мм, нержавейка. Вилка со штоком, который передает усилия вверх - вниз, соединена шарнирно. Винт с конической головкой, который проходит через вилку, законтрин гайкой к штоку а вилка имеет возможность свободно вращаться вокруг головки винта.

Поворотный узел. Состоит из верхней, свободно вращающейся на трубе части, на которой закреплена качалка и ниже его - жестко закрепленного на трубе кольца. После установки нужного по ветру положения поворотной головки, фиксируется фрикционным стопором. Стопор состоит из Г - образной пластины, стопорного винта и тормозной колодочки, которая прижимается к неподвижному кольцу и надежно фиксирует. Нижняя часть пластины усилена еще полоской для увеличения толщины резьбы для стопорного винта. Два винтика, которые крепят эту пластинку, на выходе из пластинки, являются еще дополнительными направляющими для тормозной колодочки. В колодочке под них засверлены отверстия. Под стопорный винт тоже засверленно отверстие примерно до половины толщины колодочки. и на донышко этого отверстия помещен металлический пятачок, чтобы трение и давление стопорного винта приходилось не на текстолит.

Балансный груз. Отлитый из свинца. Диаметр 45мм, длина - 35мм. Вес - не взвешивал. Крепится на Т - образной штанге. Положение может регулироваться. По ходу добавлена петля из веревочки, для ограничения наклона флюгарки. Еще одна деталь в этой системе - для компенсации веса вертикального штока и рычажков, которые передают усилие от верхнего узла к нижнему, центр тяжести груза пришлось сместить при помощи пластины в верхней части штанги с грузом.

Ветровое крыло. В основании - деталь в форме полумесяца из бакфанеры. U - образный каркас из дюралевой трубки диаметром 6мм. (трубку взял от какой-то армейской антенны, в виде метлы из множества двухметровых трубок. Очень прочный материал.) Кончики трубки расплющены, в них просверлены отверстия и шурупами прикручены к фанерному основанию. Дополнительно трубки крепятся к "рожкам" полумесяца бандажем из нейлоновых (парусных) ниток, с пропиткой эпоксидным клеем. Каркас укреплен ребрами жесткости из дюралевых пластин шириной 6мм, с изогнутыми кончиками в виде буквы Г, и тоже прикреплены к каркасу бандажом из ниток с проклейкой. Таких переборок - три штуки, равномерно по длине каркаса. Из парусной ткани сшит чехол, который плотно одевается на каркас. Парусина крепится нитками за фанерное основание. После сборки - прокрашен из балончика краской для придания жесткости и водонепроницаемости. Размер -  100см на 16см.

Труба - стойка. Диаметр - 40мм, Длина - 630мм. Нижний конец закреплен в патрубке со скошенным нижним концом. Для жесткости конструкции сделана дополнительная поддержка в виде пластины и текстолитовой детали.

Скошенный патрубок, в свою очередь, крепится к детали, которая прочно закреплена на основной оси. (если возникнет вопрос по фотографии - что это за хрень висит снизу патрубка - то это кусочек мягкого линолиума,  чтобы не терся метал о метал в сложенном положении.)

Шток в нижней части шарнирно соединен с вилкой. Винтом, который идет от вилки в шток можно регулировать общую длину передачи штока. Гайкой этот винт контрится  к штоку. Рычажок, закрепленный на шейке малой шестерни имеет подшипник из капролоктана. 

Центральный узел. Основание - пластина - флянец, 100 на 100мм. По центру крепится ось (нержавейка)  диаметром 20 мм. на оси - барабан с подшипниками 304. Диаметр наружный барабана - 75мм, длина - 50мм.  Первоначально было два подшипника и штатные сальники. Но в процессе испытания появился сильный люфт в наружном барабане по причине неточного изготовления детали (токарный станок у меня старенький, а рученки - корявые) Поэтому были выброшены сальники и добавлен третий подшипник. (как временный компромисс), люфт убрался. По бокам подшипников в барабан вставлены уплотнительные шайбы из фторопласта и еще две фторопластовые шайбы равные наружному диаметру барабана установлены с обеих сторон барабана (их видно на фото). Все это зафиксировано на оси деталью, которая держит трубу - стойку.  После этой детали диаметр оси уменьшается до 10мм, длиной 15мм. На это утоньшение одета втулка - подшипник из капролоктана 10/16мм, длиной 15мм. На нее одета малая шестерня. Кроме этого подшипника малая шестерня имеет еще один подшипник из капролоктана. Он одет на шейку шестерни  и закреплен винтами к детали  крепления трубостоя.

Вертикальный вращающийся узел. Ось диаметром 30мм. Наружный барабан  - диаметр 50мм, длина - 160мм. В верхней части установлены параллельно два шариковых подшипника 30/42мм нержавейка, и самодельный опорный шарикоподшипник, выточенный из нержавейки. Выше находится  крышечка - уплотнитель из капролоктана, дистанционная вставка и большая шестерня. В нижней части - подшипник скольжения из капролоктана, крышечка - уплотнитель, дистанционная вставка и узел крепления плавника.

Узел крепления плавника. Отрезок трубы с прорезью. В прорезь вставлена фигурная деталь из нержавейки. Плавник должен уходить назад при встрече с каким либо препятствием в воде. Плавник болтом крепится по центру своей ширины, а ось балера находится на 1/4 от передней кромки. Расстояние от болта крепления плавника до большой шестерни - 320мм. Плавник сделан из винипластовой пластины толщиной 18мм. Длина плавника -750мм, ширина вверху - 140мм, внизу - 130мм. Подводная часть должна иметь идеальную аэродинамическую форму.

Крепление цепи на румпеле. Экспериментально - примитивное. Но прижилось. Под машинку удлинителя румпеля подложил пластинку из нержавейки и согнул соответствующим образом. Ширина пластинки немного меньше внутреннего размера звена цепи, чтобы цепь легко одевалась на выступ этой пластинки Рулить без виндпилота эта пластинка в принципе не мешает.

Ну, и, веселые шестеренки, примерно такие:

Категория: Статьи о яхтинге | Добавил: valery (15.12.2014)
Просмотров: 4180 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright Яхта "Муссон" © 2024