Давно уже вернулись из похода, влились в обыденную городскую жизнь с ее бессмысленной суетой, жарой и работой. Вспоминая некоторые эпизоды путешествия, можно отметить такие моменты: в этом году решили попробовать оформить отход за границу в Херсоне. Получилось. Без агента, взяток и унизительных процедур таможенного досмотра. Правда, пришлось побегать с бумажками. В конце мая вышло новое постановление Кабмина относительно пропуска яхт через границу и некоторые бланки изменились. И еще – погранцы отказались проводить комиссию без визы порт-надзора. Доказывать, что это не нужно было бесполезно, пришлось еще побегать… Не считая времени, потраченного на оформление всех бумажек, все прошло гладко, нас отпустили с миром. Забегая вперед, сразу расскажу о нашем возвращении на Украину через порт Очаков. Еще далеко в море на подходе к Очакову нас узрел бдительный «Лебедь- 091» и поинтересовался - заказали мы комиссию или нет? Говорю: «еще в зону мобильной связи не вошли, появится связь – закажем». Ответ: «Ну ладно…». Подойдя ближе, позвонил на Николаевскую таможню, сделал заявку на комиссию на 14 часов. Реакция вялая, хоть и не отказали, попросили перезвонить. После нескольких настойчивых звонков согласились таки исполнить свой служебный долг. С погранцами проще – они на месте, всегда готовы. С портовым доктором договорился по телефону, что оставлю для него документы у пограничников. На рейде, в ожидании, нам пришлось стоять совсем немного, нас пригласили зайти в таможенную зону гидроузла. В общем, комиссия прошла нормально, не считая позорно зависшего ноутбука у главного пограничника. После безуспешной попытки его запустить командир сгреб наши паспорта и ушел в офис к стационарному компу. Таможенная процедура не обошлась без шмона… Правда азарта и надежды что-нибудь найти в глазах таможенника я не увидел. Наверное он понял, что с нас кроме анализа мочи взять нечего… Я сразу же оформил отход на Херсон. На все - про все часика полтора ушло. Когда уже шел к яхте за мной хвостиком увязался один из пограничников. – «Мастер, а мастер, Вы не могли бы просубсидировать немного доблестным пограничным войскам?» Отвечаю: «Извини дорогой, мой бюджет не предусматривает таких расходов». Он: «Да? Ну ладно…». Вот уроды! А я уже начал о них хорошо думать. Из положительных моментов: видели в Днепровском лимане пеликана. К сожалению своей «мыльницей» не смог сделать хорошего фото. Еще - в лимане, в пресной воде, водятся дельфины. Наверное, заходят туда с моря покормиться рыбой. К вечеру первого нашего дня в море наблюдали интересный эффект: по суше, с севера через запад и на юг, нас обошла гроза. В это время на топе нашей мачты образовался светящийся ореол с характерным свистяще-шипящим звуком стекания электрического разряда. Этот редкий эффект известен под названием «Огни святого Эльма». Завораживающее зрелище продолжалось минут двадцать. В последний день нашего пребывания в Варне на территории яхт-клуба проходил ежегодный конкурс граффити. Молодежь под громкую музыку размалевывала стену и, некоторые, свои тела. Об экипаже. Основной экипаж это: я, Миша Лысов (капитан яхты «Каштан») и его женщина – Яна. Из Днепропетровска до Херсона с нами в команде еще были
Лена и Нина. На обратном пути Миша и Яна уехали из Херсона (срочно на работу) а оставшийся путь до Днепропетровска я продолжил в приятной компании очаровательного старпома яхты «Муссон» -
Лилии. Переход был интересным и динамичным. Были два встречных шквалика – у карьера между Херсоном и Н.Каховкой и на Каховском водохранилище у В. Лепетихи. После Никополя – «мордотык» с волной, лавировка практически бессмысленна. Стали на якорь, отоспались, вечером стихло и прошли спокойно. В целом весь поход прошел без особого экстрима и происшествий, не считая разодранных в свежую погоду парусов на Каховском водохранилище. Все остальное оборудование яхты выдержало нормально. Молодец «Муссон»!
Прощальный банкет.
Дорога домой.
Морские закаты.