Привет,Валера! Сегодня в
Хайфе состоялась гонка в память погибшей
подводной лодки
(Дакар) . Десятки яхт со всего Израиля приняли в ней
участие.
http://yci.co.il/uncategorized/regaty-dakar-i-steny-akko/
подробности по ссылке. фотки посылаю. Привет всем нашим.
Борис.Фотографии можно посмотреть в
фотоальбоме. Яхтенный русскоязычный сайт в Израиле -
http://yci.co.il/Израильская подводная лодка «Дакар» затонула между Критом и Кипром на
глубине 3000 метров. Погибли 65 человек.
Субмарина «Дакар» была заложена 22 октября 1942 года в Девонпорте. 28
сентября 1943 года она была спущена на воду, а 9 января 1945 года
вступила в состав британского флота. Основные технические характеристики
субмарины были следующие. Полное (подводное) водоизмещение — 1700 тонн.
Длина — 87 метров, ширина — 8 метров, осадка — 4,5 метра. Вооружение 4
носовых и 2 кормовых торпедных аппарата. Лодка двухвальная. Дизель —
2500 лошадиных сил. Мощность двигателя — 2900 лошадиных сил. Скорость —
1525 узлов. Экипаж — 65 человек.
Исчезновение 25 января 1968 года подводной лодки «Дакар» в восточной
части Средиземноморья болью отозвалось в Израиле. Одни считали, что она
погибла в результате неудачного маневра с уходом на глубину. Другие —
что подводная лодка вошла в район советско-египетских учений и была
потоплена по роковой случайности.
Писатель маринист, в прошлом подводник, капитан 1-го ранга запаса
Николай Черкашин выдвигал свою версию «После шестидневной
арабо-израильской войны 1967 года правительство Израиля приступило к
массированному наращиванию вооруженных сил, в том числе военно-морского
флота. Было решено вдвое увеличить число подводных лодок. С этой целью в
Англии были куплены три средние, по НАТОвской терминологии, патрульные
дизельные субмарины, по британской — «класса Т» «Totim», «Truncheon» и
«Turpin». Первая из них была переименована в «Дакар» («Акула»), вторая —
в «Долфан» («Дельфин»), третья — в «Левиафан» («Кит»). «Левиафан» и
«Долфан» благополучно прибыли из Портсмута в Хайфу, а «Дакар» бесследно
исчез в 2000 милях юго-западнее Кипра 25 января 1968 года.
Известно также, что командир «Дакара» капитан 3-го ранга (командер) Якоб
Раанан получил приказ из Тель-Авива задержаться под Кипром на сутки.
Лодка шла с опережением графика и, по расчетам, прибывала в базу на 24
часа раньше подготовленной ей торжественной встречи, на которой должны
были присутствовать высокие должностные лица.
Командир «Дакара» решил использовать задержку в боевых целях — сходить
на разведку в Александрию и заснять корабли, стоявшие в ее порту. В
Англии на лодке была установлена мощная фоторазведывательная аппаратура.
37-летний Раанан и его офицеры очень расстраивались, что победоносную
шестидневную войну им пришлось пережить в Англии. Они хотели отличиться в
этом походе, и «Дакар» на свой страх и риск взял курс на Александрию.
Больше о нем ничего не слыхали».
Вице-адмирал в отставке В. Платонов в январе 1968 года был начальником
штаба советской средиземноморской (5-й оперативной) эскадры. Любой
инцидент с иностранным кораблем, с неопознанной подводной лодкой — будь
то столкновение, визуальное обнаружение перископа, гидроакустический
контакт или несанкционированная стрельба — был бы известен ему и
командиру эскадры.
«Никакой информации о «Дакаре» в сетях эскадренной связи не проходило, —
рассказывал Платонов. — О гибели этой лодки я узнал, как и все — из
газет. Хотя наша эскадра действительно проводила совместные учения с
египетским флотом, но это были учения в прибрежной зоне. Отрабатывалась
высадка десанта западнее Александрии и в Сирии, в районе Тартуса.
Теоретически израильская лодка могла оказаться в зоне учений. Но даже
если бы мы ее обнаружили у себя под боком, никто не взял бы
ответственности отдавать приказ на ее уничтожение. Во-первых, это могла
быть и турецкая, и греческая, и английская подводная лодка. Под водой
ведь не определишь ее национальную принадлежность. Во-вторых, у нас было
строжайшее указание из Москвы не ввязываться ни в какие военные
конфликты. Наблюдать — да, но огня не открывать.
Еще в годы второй мировой войны на подходах к Александрии англичанами
выставлялись минные поля. Египтяне ставили только противодесантные
минные заграждения, так как в ходе октябрьской шестидневной войны
израильские подводные лодки высаживали на александрийские пляжи боевых
пловцов-диверсантов. А вот Суэцкий залив минировался, и довольно
массированно.
Могу назвать две группы причин, от которых чаще всего гибнут дизельные
подводные лодки. Это отказ технических средств вследствие заводского
брака или физической изношенности. Не забывайте, что «Дакару» к моменту
исчезновения было почти двадцать пять лет. Это запредельный срок для
субмарин такого класса, несмотря на модернизацию. Да и для любого
надводного корабля четверть века — очень солидный возраст. К тому же
после большого океанского перехода из Англии в восточное Средиземноморье
на лодке могли накопиться технические неисправности.
Вторая группа типовых причин — это человеческий фактор. Лодку может
погубить оплошность любого члена экипажа. Если «Дакар» ходил под
Александрию с разведывательной целью, то его командир наверняка
использовал режим РДП (работа дизеля под водой). Чтобы соблюсти
скрытность в светлое время суток, подводные лодки движутся в
приповерхностном слое, выставив воздухозаборную трубу-шнорхель, или, как
мы его называем, — РДП.
Движение под шнорхелем, а особенно срочные погружения в режиме РДП
требуют максимальной осторожности и сноровки. Немало субмарин погибло по
неосмотрительности своих экипажей. Классический тому пример — наша
С-80, затонувшая на 200-метровой глубине в Баренцевом море за семь лет
до «Дакара»...»
Были и другие версии о причинах гибели «Дакара». Порой самые
невероятные. Например, такая. Никто не топил «Дакар», и ни на какую мину
подлодка не нарывалась. Причина гибели заключается в браваде командира,
который, кстати, поддержанный всем экипажем, рвался к намеченной цели.
Когда «Дакар» обнаружил на своем пути большое грузовое судно под
греческим флагом, его командир затеял какой-то рискованный маневр, стал
играть с кораблем, словно расшалившийся дельфин, а может быть,
предпринял учебную атаку. «Дакар» шел на глубине, затем резко совершил
еще одно, последнее в своей жизни погружение.
Более тридцати лет ничего не было известно о судьбе не вернувшейся на
базу субмарины. И только в июне 1999 года появилось сообщение, что с
помощью ультрасовременного оборудования ВМС США лодка была найдена на
глубине 3000 метров между Критом и Кипром. В ее расколотом надвое
корпусе — огромная пробоина. Пока неизвестно, будет ли «Дакар» поднят на
поверхность. И дело не только в том, что такая операция стоит огромных
денег. Все зависит от воли родственников погибших моряков...