Дата старта - 18 июля была назначена давно, в прошлом году. Это пятница, последний рабочий день перед отпуском. Долгожданный день. Закончены ремонт и подготовка яхты и всего яхтенного оборудования к серьезному испытанию, завезена часть продовольственной провизии, остальное планируется докупить в Херсоне. Прощаемся с немногочисленными провожающими, легкий «фуршет» на боне и вперед!
О яхте «Муссон»: это Конрад -25РТ, год постройки 1990.У меня с 2002 года. За это врем было три похода в Крым и два раза (2004 и 2006г.) в Турцию. Двигатель - Tahatsu 5. Автопилот фирмы Raymarine - ST-1000+.
Навигация – GPS Garmin 76, картплотер на базе ноутбука Panasonic CF-27 и головки GPS- мышки. Радиостанции – Motorola GM300 для моря иGM350 речного диапазона. Еще была носимая Alinco DJ191.
Эхолот, два компаса. Парусов брали много, но пользовались в основном генуей, штормовым стакселем и узким стакселем с высокой нижней шкаториной. Грот в море приходилось рифить очень часто.Была еще надувная лодка, спасжилеты со страховочными фалами и прочене яхтенное оборудование. Всего не перечислиш. И вот со всем этим мы отправились в поход. Экипаж наш к моменту старта уменьшился до двух человек. Остались верными мечте я и старпом – Лена Леонович. Я понимал, что совершить такой поход вдвоем нелегко. Переживал за Лену – у нее небольшой опыт хождения под парусом на яхтах. Но часто были моменты, когда я не жалел что мы только вдвоем. На долю Лены выпало много испытаний и трудностей с которыми она мужественно справилась. В круг ее обязанностей входили вахты на руле, камбуз (Лена оказалась искустным коком и мастером импровизации в кулинарии), ведение судового журнала, работа с GPS и картами. Я занимался постановкой, сменой и уборкой парусов, вахты на руле, возился с двигателем и топливом. Двигатель установлен в колодце в кокпите и его постоянно приходилось вынимать и укладывать в рундук при ходе под парусами. Бросал и выбирал якоря. В общем делал всю мужскую работу, включая ту, о которой вы подумали.
Вышли из Днепропетровска в 20.30. Накануне, перед стартом, попутный северный ветер сменился на слабенький, юго, юго-восточный, к вечеру иногда вообще штиль. Вялую лавировку чередуем с двигателем.
В Запорожье приходим позже расчетного времени - в 10 часов. Связываюсь с диспетчером шлюза по радиостанции, прошу прошлюзовать на нижний бьеф за наличный расчет. Доброжелательно соглашаются. Повезло что суббота, выходной – не посылают оплачивать шлюзовку в банк а берут деньги на месте. Мне много раз приходилось проходить шлюз и поэтому весь процесс не вызвал у меня никаких эмоций. У Лены это первая шлюзовка на яхте, ей было интересно. Возле острова Хортица, ниже Фестивального причала, произошла интересная встреча: увидели двух знакомых ребят на байдарке. Они из Комсомольска, спускаются вниз по Днепру и несколько дней назад, проходя через Днепропетровск, сделали остановку в нашем яхт-клубе.
Там мы и познакомились, пообщались, попили на боне пива и пообещали их догнать через несколько дней.
Так все и случилось к всеобщей радости. Ошвартовали байдарку к яхте и все собрались в кокпите «Муссона».
Поговорили.Они рассказали, что плотину форсировали по суше. Мы угостили их пивом, они нас вяленой рыбой. Пожелали друг- другу счастливого пути и разъехались. Ветер нас особо не баловал поэтому продолжали свой путь под двигателем. Ниже Хортицы традиционно зашли в протоку возле Лысой горы.
(кто не знает: ходит поверие, что на Лысой горе ведьмы устраивают шабаш) На этот раз природа красотой нас не порадовала – вода не очень чистая, кувшинок мало, зелень поблекшая. Может от жары. Искупались, перекусили и дальше в путь. Все то-же безветрие, жарко. В Каховское водохранилище вошли в сумерках.
Шли по огонькам форватера чтобы не сесть на мель наночь глядя. Еще и обилие рыболовных сетей в этом районе не давали срезать путь. К утру начал раздувать северо-западный ветер и на траверзе Никополя уже пришлось рифить грот и менять стаксель. Заодно и умылись брызгами Каховского моря. До мыса Бабино пролетели быстро и весело, иногда ныряя в волну. За мысом поворот, ветер бакштаг - одно удовольствие
(кто понимает)! Ветер отдал долг за все часы своего бездействия с момента нашего старта. К вечеру уже проходим каховский шлюз. Вышли из шлюза – идем вниз.Уже в сумерках возле соснового бора замечаем яхту на якоре. Подходим к ним, здороваемся. Это яхта «Эверест» из Светловодска, возвращаются из Крыма, с спортивных баталий и остановились на ночлег. Они приглашают нас присоединиться. Швартуемся к ним,
знакомимся. Ребята одержимы яхтингом и спортом. Рассказы и беседы за бесконечными порциями вина.
Но глаза уже слипаются у обоих экипажей и мы прощаемся. Прошли еще немного вниз и тоже устроились на ночлег.
Сегодня 20 июля. Проснулись рано. Начали движение. Здесь произошел казус: я толи с просонья толи с бадуна (вчера немного посидели с командой «Эвереста») повел яхту в обратном направлении. Но доблестный старпом вовремя меня остановил и завернул на путь истинный и мы идем на Херсон. Между Каховкой и Херсоном очень живописная природа. Вдоль берегов много зелени, деревья, кустарники, камыш. Разные птички, цапельки, бабочки. На воде много кувшинок , по берегам – цветочков и вода в реке очень чистая. Просто благодать! И обалдеть! В Херсон мы добраллись к 18 часам. Ошвартовались у набережной Ушакова. Предварительно созвонился со своим старым другом – коллегой по работе и радиоспорту, договорился о встрече. У Лены в Херсоне есть родственники, она тоже звонит. Первыми приезжают родственники, забирают Лену. Позже приходит мой друг и мы устраиваемся в кокпите побеседовать за рюмкой чая. Вскоре возвратилась Лена с большой партией провианта – родственники помогли скупиться в супермаркете и подвезли к яхте. Мне нравится стоять у набережной в Херсоне – здесь всегда весело, народ гуляет до утра, радуется жизни. Утром первым делом иду на заставу оформить отход. Это не заняло много времени. Следующая задача – пополнить запасы топлива. Бензозаправка возле набережной оказалась закрытой на реконструкцию, пришлось брать такси и ехать на ближайшую, километрах в пяти. Дальше поход на рынок за овощами и всякой зеленью, дозакупка в ближайшем магазине всего, чего не хватало. В протоке запаслись питьевой водой и в путь.
Из Херсона вышли под парусом но потом постепенно ветер затих и пришлось опять тарахтеть мотором. Еще засветло были во Рваче (протока Днепра). Без ветра идти через Днепровский лиман не захотели и остались отдыхать в живописном месте с зелеными берегами и чистой, прозрачной водой. Немного досаждали комары, пришлось с ними побороться. Утром задул свежий ветерок и мы быстро и без приключений прошли лиман. В лимане видели пеликанов. Удивительная птица. И откуда они здесь взялись? В Очаков пришли в 11.30, остановились в порту гидроузла.Оформил у пограничников приход, узнал как дальше, с отходом за рубеж быть. У них нововведение – не дают отход без визы портнадзора. Начальника портнадзора на месте нет, будет завтра. Еще сообщили, что получено штормовое предупреждение на сегодняшнюю ночь. Приходится ждать завтра. Занимаюсь заполнением великого множества документов для таможни и пограничников. Две стопочки: побольше – таможеникам, меньше – пограничникам. Делаем укладку вещей и оборудования в яхте , наводим порядок, отдыхаем. Вечером и ночью действительно сильно свистел ветер, но мы стояли в укрытом порту, нас не доставало.
Утром по телефону заказал таможню и пограничников. Обещают к 12 часам быть. Ждем. На заставе в 9 часов пересменка, раньше 10 вообще никаких телодвижений. Повезло с таможенниками – в порту на растаможке стоит пароход и здесь их целая бригада. Портнадзор на наших судовых ролях свои визы уже поставил. Мы не очень сильно томились в ожидании – было чем заниматься. И вот, в конце- концов, на горизонте появились представители власти. Вся таможенно-пограничная процедура не заняла и полчаса времени. Правильно оформленные и в нужном количестве документы не дали повода для каких-либо придирок. Быстро клацали штемпели-автоматы по нашим бумагам, в конце – штампики в паспорта и будьте здоровы, летите на все четыре стороны.
Теперь мы свободные люди, можем плыть куда хотим. На прощанье связались по радио с Лебедем-111,
сообщили об отходе и начали выруливать в открытое море. Северо-восточный ветерок весело подхватил и уносит нас от родных берегов.
К вечеру небо заволокло тучами, ветер начал вытворять чудеса – трижды(!!!) обошел по часовой стрелке вокруг яхты. Не успевали настраивать паруса . В сумерках начали появляться проблески первых молний. В ночь вошли озаренные со всех сторон вспышками молний и уже приближающимися раскатами грома. Ощущение, конечно, не очень приятное, когда слева и справа в воду втыкаются молнии, но деваться некуда – открытое море, приходится идти дальше. А дальше был шквал. Он подкрался незаметно и подло, после небольшого затишья, всей своей силой обрушился на нас, на яхту. Засвистел ветер, бешенно трепещут паруса, неистово трясется мачта, стучат фалы, шкоты как змеи летают по воздуху. Летят брызги сорваной ветром с поверхности моря воды. Все озарено мертвецки белым светом молний. Бросаюсь убирать паруса, Лена на руле. Первым сдираю стаксель, потом опускаю и увязываю грот. Нас несет ветром под одним рангоутом. Этот полет продолжался минут тридцать. Потом наступило затишье - шквал обогнал нас и унесся куда-то на север, забрав с собой грозу а заодно и ветер, оставив нам только мертвую зыбь. Ветра практически нету, паруса на зыби сильно хлопают, движения никакого. Под двигателем идти неэфективно - волной сбивает скорость. Принимаем решение остаток ночи поспать и отдохнуть, если удастся при такой болтанке. Через каждые пятнадцать – двадцать минут выскакиваю посмотреть чтобы нас не переехал какой-нибудь корабль - их тут много шастает.
День 25 июля особо ветром не порадовал. Зато к ночи, со стороны Румынии, задул крепкий, западный ветер. Шли под зарифленным на две полки гротом и штормовым стакселем. Яхта без труда перекатывалась через полутораметровую боковую волну. Проскочили 50 миль. Наутро ветер плавно стих, днем вообще несколько раз штилили. Ремонт грота, отдыхали, купались. Ближе к вечеру на небе опять появились «тучи враждебные». К нам на яхту прилетела маленькая птичка – мухоловка, похожая на воробья но раскрас светло-коричневый. Было видно, что она уставшая и чем-то сильно встревожена. Прыгала по яхте и пыталась найти укромное место. На нас внимания не обращала и позволяла дотрагиваться к себе. На предложенные разные угощения не реагировала. Тогда я решил устроить ее на ночлег с камфортом и перенес в каюту. Но она испугалась и выпорхнула, полетела к ближайшему кораблю. Вот, опять, хотел сделать как лучше – получилось как всегда. Ночью стало понятно, почему была так встревожена птичка – разразилась страшная гроза, молнии лупили со всех сторон с такой интенсивностью, что все небо и море были белыми. Раскаты грома следовали сразу после молний. Было ясно, что мы находимся в эпицентре стихии. Шел сильнейший ливень. Убрали за ненужностью паруса, установил двигатель на случай необходимости маневра. В такой ситуации остается только ждать пока все стихнет. Мы задраились в каюте стараясь держаться подальше от всего металического – мачты, вантпутенсов, киля, электропроводки. Сидим на диванчиках поджав под себя ноги – наиболее безопасная поза в плане поражения электрическим разрядом. Периодически выглядываю наружу – близко судоходный путь. Дважды пришлось сигналить близко подошедшим кораблям мощным прожектором. А дождь все льет и льет. От непрекращающихся молний светло в каюте. Ждать пришлось до утра. В 4.30 гроза ушла, штиль, прошли немного под двигателем. Потом появился легкий ветерок и с 10 до 23 часов был более-менее стабильным, шли со скоростью 5-6 узлов. К вечеру закисло, ветер нестабильный, идти тяжело.
28 июля. После трех часов ночи с ветром все наладилось и он усиливался по наростающей. Днем несли паруса «бабочкой», ставили два стакселя. Но по мере возрастания ветра и волн, пришлось уменьшать парусность. К Босфору подходили в сумерках, подгоняемые хорошим попутным ветром и двухметровой волной. Шли под одним штормовым стакселем и этой парусности было предостаточно! На подходе к Босфору включили электронную навигацию, определились точно куда идти – в темноте было сложно разобраться в большом количестве береговых огней и маяков. На воде тоже много всего светящегося – проходящие и стоящие на рейде корабли, разные плавучие маяки и знаки, в общем море огней.
В проливе попутный ветер и волна постепенно уменьшались и совсем исчезли за первым изгибом Босфора. Перешли на двигатель. Теперь можно расслабиться, осмотреться вокруг.
Ночной Босфор встретил нас бесконечными россыпями огоньков, непривычной после моря тишиной. С зеленых склонов в начале пролива доносились ароматы каких-то реликтовых деревьев. Мы были уставшие, но счастливые! Медленно двигались вниз по течению и любовались величием ночного Стамбула. Рассвеченные прожекторами мечети, минареты, дворцы, мосты, старые крепости – впечатление, как-будто попали в сказку! Да, чтобы увидеть и прочувствовать всю красоту Босфора, нужно пройти его дважды – днем и ночью. Закончился пролив и мы вышли в Мраморное море. Наша цель – Атакей-марина. Прошли мимо рейдовой стоянки с большим количеством кораблей. Марина издали узнается по множеству яхтенных мачт. Нас никто не встречает - время 4 часа ночи. Швартуемся на входе, возле бензозаправки. Иду искать хозяев. Постучал во все окна служебного домика на входе в марину. Появились два заспанных турка. Извинился за прерванный сон, объяснил, что мы собираемся у них остановиться. Первое что они сказали после приветствия : – стоянка в марине стоит 60 евро в сутки. Может быть их смутил скромный вид нашего «Муссона». Но я сказал, что : «это не есть проблема», и они запрыгнули на свой надувной катер и провели нас на место нашей стоянки. Помогли ошвартоваться, дали заполнить анкету и удалились. Мы завалились хоть немного поспать и отдохнуть.
Но долго спать в наши планы и интересы не входит – не для того сюда пришли. Часиков в девять подорвались, пошли в душ. Купались в пресной, горячей воде долго и с наслаждением. Заодно и простирнули кой- какие шмотки. После – завтрак, парадная форма одежды, фотосесия в марине. Зашли в офис, оплатили за стоянку, попросили распечатку прогноза погоды на трое суток. Еще посетили одного моего знакомого – Рамазана. Я с ним познакомился в прошлом походе, в 2006 году. Он работает в сервисном центре двигателей и я брал тогда у него свечу для своего мотора. Он русскоязычный, родом откуда-то из Средней Азии, бывшего СССР, живет в Стамбуле давно. Сделали ему подарок – банку сгущеного молока. В Турции со сгущенкой проблема. Подарку Рамазан обрадовался – напоминани о детстве, о прежней жизни. Поговорили и мы помчались дальше – на такси и в Каракей район. Там побродили по яхтенным магазинчикам, их здесь очень много. В одном магазинчике купили бухточку каната, радиолакационный отражатель и еще какую-то мелеочь. Хозяин любезно угостил нас турецким кофе за счет заведения. Потом перешли по мосту через залив Золотой Рог, попали в старую часть Стамбула. Бродили по узким улочкам, бесконечным базарчикам и магазинчикам. Гомон и толчея быстро утомили и надоели. Зашли в лавку, где Лена купила кальян для подарка и отправились назад, в Атакей –марину. Ходить по историческим местам, музеям и мечетям не хотелось - решили что посмотрим все издали, с Босфора. Архитектура города устроина так, что все знаменитые строения – дворцы, крепости, мечети , подвесные мосты, все прекрасно видно с пролива. Затем посетили огромный торговый центр «Галерея», рядом с мариной, погуляли еще по близлежащим улочкам - тоже сплошной торговый ряд и вернулись на родной «Муссон», готовить романтический ужин.
Рано утречком, 30 июля, покинули гостеприимный но очень дорогостоящий яхт-клуб Атакей-марину, Стамбул с его сооружениями современной а также Османской и Византийской архитектуры, шумными улицами, магазинами и базарами и взяли курс на пролив Дарданелы. Мраморное море с утра спокойное, легкий попутный ветерок. Над головой постоянно заходят на посадку самолеты – рядом аэродром. Стараемся придерживаться рекомендованного на карте судоходного коридора . К вечеру проходим мимо острова Мармара. В Дарданелы влетаем в темноте, подгоняемые ветром и волнами, которые к тому времени разгулялись по полной програме. В качестве навигации используем кормовые огни идущих вниз по проливу кораблей. Множество огней на обеих берегах тоже здорово помогают. Уже заполночь прошли город Гелиболу и в 4 часа бросили якорь на мелководьи по левому берегу, устроились на ночлег. Я в кокпите – слежу чтобы не сорвало с якоря и не понесло на судоходный путь.
Отдохнув таким образом до 8-ми утра, выбрали якорь и отправились дальше. Условия для движения есть – попутный ветер, течение и волна с белыми барашками гонят нас вперед, только успевай рулить. Вооружение – штормовой стаксель и зарифленный грот. В проливе такой сквозняк, что этой парусности хватает с головой. По левому берегу заметили пустынный причал и захотели подойти, постоять немного на твердой почве. Это была пристань Умурбей. Но не тут-то было- с берега, завидив наши маневры, бегит группа вояк, размахивая руками , показывая жестами, что здесь подходить нам нельзя. Ну и ладно, не сильно-то и хотелось, идем дальше.
По проливу в обе стороны идет довольно много судов, но ни мы ни нам никто не мешает, хватает всем места. К 13 часам добрались до города Чанакале. Решили зайти в местную марину на часок, узнать прогноз погоды и купить нормальную карту. У нас старая, растрепанная ксерокопия и есть в электронном виде но постоянно пользоваться компом неудобно. С нашим двигателем что-то случилось – не развивает мощность, против сильного ветра почти безсилен. В марине при маневрах чуть не навалили на якорный конец большой моторной яхты. При помощи доброжелательных хозяев ошвартовались лагом возле деревянной турецкой яхты. К нам повышенное внимание – на такой маленькой яхте и под украинским флагом - здесь большая редкость. Лена в сопровождении любезного работника марины сходила в магазин за картой. В отношении погоды прогноз неутешительный – сказали что ветродуй здесь постоянный, затихает немнолго к пяти часам. Из достопримечательностей города: недалеко от марины стоит большая статуя троянского коня. Сама Троя находится километрах в тридцати от города.
В промежутке между порывами ветра выползаем на своем «прихворавшем» двигателе из марины, ставим паруса. Снова летим подхваченные ветром и волнами. В Эгейское море вошли как-то неожиданно для себя – не ожидали так быстро его увидеть. А тут вот оно – голубое и красивое. Увидели на горизонте и цель нашего путешествия – остров Бозжеада. Окрыленные пришедшим вдохновением отсчитываем последние мили. Погода прекрасная, настроение тоже. На острове мы должны встретиться с нашим земляком – Олегом Даниловым. Он капитанит на крымской яхте ЛЭС-35, и сейчас находится где-то в этих краях. Пару дней назад по телефону была договоренность о встрече. В уютной бухточке острова, сразу справа за молом, стоянка яхт.
18,00. Проходим на малом ходу, высматривая свободное место. С берега нам подсказывают куда можно стать, помогают ошвартоваться. Отношение дружелюбное, рассматривают со всех сторон наш «Муссон», расспрашивают откуда мы пришли и где это, восхищаются. Нам приятно. У причала стоит дестка два яхт, в основном под турецкими флагоми. Одна яхта – под канадским. Над нашим «Муссоном» гордо развивается флаг Украины.
После перехода в каюте биглам – паруса, одежда, посуда, все в одной куче. Пытаемся навести хоть какой-нибудь порядок. Потом идем знакомиться с городом. Наверное , город – это громко сказано, скорее поселок прилепленый к склону горы. Но очень красивый поселок – узкие улочки вымощеные брусчаткой, много зелени , очень много цветов, акуратные домики - все белые, мечети и минареты, старая крепость на холме, множество кафешек под открытым небом и, конечно, рынок с продуктами и сувенирами . Много магазинчиков, музеи. Совершив небольшую экскурсию и прикупив свежих овощей и фруктов возвращаемся на причал.
Ветер с моря дует постоянно, свистит в вантах и мачтах яхт. Волны разбиваются о наружную строну причала, в небо взлетают россыпи соленых брызг. Вода в Эгейском море очень соленая.и липкая. Забрызганные очки просто так вытереть не получится – нужно промывать пресной водой. Все что может поржаветь – ржавеет моментально. Наша солнечная батарея, китайского производства, от этой воды пришла в негодность. На причале есть пресная вода и электроэнергия. Подзаряжаем аккумуляторные батареи «Муссона» от электросети. Стоянка в марине стоит 40 лир в сутки. Остаток дня посвятили уборке яхты, романтическому ужину и отдыху. Утро 7 августа. Впервые за много дней никуда ненужно спешить. Неспеша просыпаемся, неспеша завтракаем , неспеша собираемся и идем обследовать остров. Да, перед этим я позанимался со швартовыми яхты. В бухту часто заходит паром и создает волну от которой яхты дергаются на швартовых. Я привязал булыжники килограм по десять по центру швартовых концов и рывки при волнении прекратились. Вначале мы совершили экскурсию в старую крепость - музей под открытым небом. Пока мы фотались, пришла группа туристов, похоже японцев. С ними был гид и что-то рассказывал, но мы ничего не поняли. Потом мы путешествовали по улочкам, переулкам, закоулкам, магазинчикам, базарчикам. Кроме старой крепости на острове есть еще пару достопримечательностей – это вино из собственных виноградников и еще ветряки – на острове используют ветроэнергетику. Нагулялись, набродились , полные впечатления и восторга возвратились на причал, к родному «Муссону». Я занялся ремонтом двигателя, Лена - как всегда, приготовлением романтического ужина. С двигателем я сделал все, что было возможно в тех условиях – разобрал и промыл карбюратор, бензонасос, менял свечи. Но так он нормально и не заработал.
На следующий день мы вновь совершили проминад по центру и окрестностям, купили подарки и сувениры, вино. От нашего друга Данилова Олега пришла SMS, что он задерживается на каком-то острове на несколько дней. Ждать мы не могли – еще предстояла тяжелая дорога домой, да и на острове нам уже поднадоело. К тому-же получили метеосводку об улучшении погоды и решили на следующее утро отправляться в обратный путь. Ну а сегодня закатить прощальный банкет. Для этого Леночка приготовила шикарное блюдо (нужно отдать должное ее кулинарному мастерству), ваза с местными фруктами, коньяк и водочка с родины, с Украины. Сервировали стол в кокпите «Муссона». Лена сразу хотела пригласить соседей, но потом подумали - о чем с ними говорить?, ведь они же - Турки! Поэтому банкет был для двух персон, хотя зрители были – Лена фигурировала в одном купальничке и турки кругами ходили по причалу.
Утром, как и было запланировано, отправились в обратный путь. Обещанное улучшение погоды еще не наступило, встречный ветерт и волна, идем под зарифленным на две планки гротом и узким стакселем. Постоянно ныряем в волны, получая в лицо порции брызг соленой воды. Перед входом в Дарданелы в помощь парусам запустили двигатель, пытаемся войти в пролив, но нас течением и встречным ветром сносит обратно в море. Очередной галс закончился тоже безславно. Так мы топтались у входа очень долго, меняя галсы, тактику и стратегию. В конце-концов удалось как-то втиснуться по правому береу пролива и очень медленно продвигаемся вверх. То расстояние, которое проходили вниз за считанные минуты, теперь приходится преодолевать часами. За мысом Хисарлык, выбрав момент когда корабли не мешались под ногами, перешли на противоположную сторону пролива. Здесь идти стало легче – меньше течение. Сразу заметили разницу в ходе. Но вскоре опять уперлись в течение и заерзали на месте. Перед мысом Канлыдаре пришлось опять переходить под правый берег. Здесь пошли более-менее сносно. Вечер нас застал ниже города Килитбахир напротив Чанакале. Выбрали место для якорной стоянки и в 21.00 остановились на ночлег. После скромного ужина, уставшие, повалились отдыхать. Не успел заснуть как услышал, что в кокпит чтото шлепнулось и трепещит. Выглядываю – рыбешка прыгает по кокпиту. Как ее туда угораздило? Может летающая рыба была? Размером сантиметров пятнадцать, туловище кругловатое, как у бычка. Жаль не догадался сфотографировать – сразу отпустил в воду.
Ночь прошла спокойно. На утро обнаружили, что ветер и волны значительно уменьшились. Поставили геную, разрифили грот, при полной парусности и помощи двигателя прошли самое узкое, с большим течением место пролива в районе Чанакале. За мысом Нара снова появились сильный встречный ветер и волны. Решили стать на якорь в бухточке Акбаш перекусить, сменить паруса. На первый взгляд безобидная бухточка оказалась коварной. При сильном ветре и волне было трудно заметить, что здесь очень сильное течение. Это мы заментили лиш когда начали сниматься с якоря. При работающем двигателе, Лена на руле, с трудом выбираю якорный конец. На последних метрах каната якорь срывается с грунта и нас понесло течением. Мощности двигателя не хватает чтобы преодалеть силу течения и яхту в считанные секунды садит килем на отмель. Паруса к этому моменту не были подняты, но врядли они бы помогли в этой ситуации - сильно зарифленный грот и маленький стаксель. Я выпрыгиваю за борт и пытаюсь столкнуть яхту с отмели. Но с силой течения справиться не удается, Дарданелы сильней чем я и наш двигатель. Волной и течением яхту все сильнее выносит на отмель, есть опасность повредить перо руля. Со всех сил одерживаю, на каждой волне упираюсь, удается остановить дальнейшую подвижку яхты. Киль выбил себе в грунте ямку и колбасится в ней. Отмель – подводная коса из камешков песчанника размером 2–5 сантиметров, колючие, поранил ноги. Но потом обул под водой кросовки, стало легче. Хуже всего, что я не могу бросить одерживать яхту, чтобы что либо предпринять для снятия с мели. Оценив ситуацию, прошу Лену вызвать помощь по радиостанции. Лена на 16 канале сообщила, что яхта «Муссон» нуждается в помощи. Ответил русскоязычный турок с корабля, который остановился в местном порту. Он распросил о нашей ситуации, месте нахождения, размере яхты и пообещал связаться с береговой охраной, чтобы те нас сдернули с мели. А если не получится, то обещал подъехать с друзьями по берегу и помочь столкнуть яхту вручную. Но это только вечером, потому, что нас угораздило застрять в запретной зоне и днем там они не могут находиться. Официально заказать спасательный буксир стоит 20 тысяч евро. Но у нас таких денег нету и ситуация не такая безнадежная. Одна – две пары мужских рук могли-бы все уладить, но где их взять – одни и те занятые. Вскоре подъехала береговая охрана на большой белой надувной лодке с рубкой и двумя 175-сильными подвесными движками на транце. Они остановились чуть поодаль от нас и что-то залепетали на своем турецком. Мы жестами и буксировочным канатом пытались объяснить им, что нас надо сдернуть с отмели, но они взвыли двигателями и умчались прочь. Я тем временем начал зябнуть – хоть и лето но по шею в воде долго сидеть прохладно. Попросил, чтобы Лена мне бросила футболку (позже пошел свитер, потом две порции коньяка). Через некоторое время снова подошла доблестная береговая охрана. Опять стали подальше от нас. На этот раз они привезли водолаза – чувака в гидрокостюме, ластах, маске и с трубкой. Он спрыгнул с катера и поплыл в нашу сторону, таща за собой конец веревки. Лена бросила ему наш буксировочный конец, он их срастил. Дальше начался цирк. Водолаз долго нырял вокруг яхты и в окрестностях, с катера ему кричали какие-то команды, он выполнял. Кончилось все тем, что он отвязал наш буксировочный трос от своего, выплыл на берег, снял ласты и ушел куда-то по суше. А катер, смотав на лебедку свой буксировочный канат, сам смотался, оставив нас в недоумении. У нас возникло две версии: или они тренировали своего водолаза или проверяли, не заложили ли мы на дне пролива чего шпионского, может там у них кабель связи проходит. Тем временем уменьшилась немножко волна, «Муссон» вырыл себе килем хорошую лунку, надежно в ней заякорился и самостоятельно противостоял течению. У меня появилась возможность действовать. Попытки закренить яхту и сняться с мели под двигателем ничем не увенчались. Завел подальше якорь, нырнул и заглубил его в грунт, якорный канат на лебедку. Потом подняли геную, запустили двигатель и таким образом, тройной тягой, удалось сдвинуться с мертвой точки. Сильное течение не дает стянуть яхту на глубину а наваливает снова на подводную косу, но уже дальше от берега. Киль еще сантиметров на сорок сидит в сыпучем гравии косы. В это время нас еще раз посетила береговая охрана. Так-же издали понаблюдали за нашими мытарствами и умчались прочь. Мы уже не обращали на них внимания и ни о чем не просили, занимались своим делом. Нужно было выталкивать яхту вдоль косы на глубокое место. Повторно заводить якорь небыло возможности и я, стоя в воде, с кормы раскачивал и подталкивал яхту, помогая парусу и двигателю. Сантиметр за сантиметром прорезал киль яхты подводную косу. На берегу остановился микроавтобус и из него вышли трое вояк с автоматами, покричали что-то по своему в наш адрес. Я жестами предложил им помочь нам вытолкать яхту, но они уселись под деревом и долго смотрели как мы упираемся. Не дождавшись результата и решив, наверное, что мы не шпионы а два психа, которых угораздило залезть на мель, они укатили. После долгого и упорного труда всетаки удалось снять нашего «Муссона» с мели. Моя ошибка в выборе места якорной стоянки стоила нам много потраченных усилий и шести часов времени. В 17 часов мы снова продолжили свой путь вверх по Дарданелам. Ветер и волна умеренные, идем под полным гротом и генуей. Через пару миль к нам подлетает уже знакомый катер береговой охраны, просят остановиться. Мы с ними поздоровались, поблагадарили за попытку оказать нам помощь. Один из прибывших на катере турков знает русский язык – учился в Киеве. Разговорились, сделали им презент – по пачке сигарет, турки любят подарки. Но это не повлияло на ихние намерения. Они проверили наши документы. Турецкие визы и транзитлог я как всегда не оформлял - сказал что мы идем транзитом, но это им не понравилось. Остальные документы в порядке. Еще им показалось, что там, на отмели, нас было трое в яхте - куда мы дели третьего? Объясняем им, что нас было двое и в судовой роли тоже двое записано. Старший, который все время сидел в рубке катера, связался по радио с кем-то и сказал, что с нами хочет увидиться какой-то большой начальник и для этого мы должны вернуться в Чанакале. Нам совсем не хотелось терять с трудом пройденные милии и мы предложили: - может типа нафиг эта встреча? Но турки настаивали на своем, сказали, что если не встретимся с ним, могут быть неприятности. Мы сказали, что дорога в Чанакале у нас может занять несколько часов и начальник не дождется. Они предложили отбуксировать нас – пришлось согласиться, не воевать же с ними. Так быстро наша яхта никогда не ходила. Буксируемая катером с двумя 175- сильными движками просто летели в белой пене кильватерной струи. Турки оглядываются на нас и постепенно добавляют газ, прикалываются. Вспомнился анекдот, как мужик корову за машиной тянул. Но наш «Муссон» не корова а боевой конь и ему турецкие приколы побарабану. В бухте, возле Чанакале, турки без всяких объяснений откинули наш буксировочный трос и на полном газу умчались в неизвестном направлении. Больше мы их не видели. Нам ничего не оставалось делать, как направиться в марину. Здесь нам показали куда можно стать, помогли ошвартоваться, проверили документы, предложили услуги какого-то маклера, который за 600 баксов может сделать открытие и закрытие транзитлога и виз, но мы настояли на своей версии – у нас транзит. Оплатили стоянку в марине – 55 лир, правда лир на тот момент небыло и с нас по какому-то странному курсу содрали 50 баксов. В марине, к нашей радости, был душ и мы с удовольствием им воспользовались. Заморачиваться на какую-либо культурную програму не стали – были уставшие после тяжелого дня и поужинав сразу перешли к отдыху.
Утром, 5 августа, 6 часов 20 минут вышли из марины г. Чанакале. Ветер и волны умеренные, лавировка под генуей и полным гротом. Десятой дорогой обходим бухточку где базируется катер береговой охраны. Левый берег Дарданел местами очень мелководный и эхолот спасает от посадки на новую мель. Возле мыса Лапсеки рифим грот и меняем стаксель – усилился ветер и большая волна. От сильного порыва ветра разлетается такелажная скобочка стаксель-фала. Огон фала остался вверху мачты, достать невозможно. Перешли на резервный стаксель-фал. По проливу прет много огромных кораблей. Яхты встречаются крайне редко. Выше Гелиболу ветер постепенно уменьшается, меняем паруса, вялая лавировка, жизнь становится скучной. Глубокой ночью прошли мыс Кара-Бурун и вышли в Мраморное море. Впереди множество огоньков на островах Авша и Экинлик. Между ними пробиваются огни острова Мармара. Ветер практически стих, идем под двигателем. Перед рассветом проходим остров Экинлик с северной стороны. Он нам кажется бесконечным. Двигатель еле тянет, скорость мизерная. На восходе солнца мы возле острова Мармара. Лена пытается запечатлить на фото эту величественную картину – пробуждение острова. На Мармаре есть порт, где в перемешку стоят все плавсредства включая и яхты. Перед портом - новый пирс, свободный, стоят две яхты под американскими флагами. В 6.30 ошвартовались у пирса, небольшой отдых, завтрак, привели себя в порядок и отправились на экскурсию. С пирса сразу попали на уютную набережную, где находится весь центр цивилизации – магазины, базары, банк, куча кафешек, деревьев, цветов и кошек с хитрым, пиратским выражением мордочек. Еще много мрамора. Здесь его как гуталина на гуталиновой фабрике, даже волнолом отсыпан мраморными глыбами. Мы побродили, поглазели, Лена обменяла в банке баксы на лиры, прикупили овощей, продуктов, пива, сувениры и подарки, фотосесия и поняли, что нас здесь больше ничего не держит. В 13.30 отошли от острова Мармара, взяли курс на Стамбул. День был прекрастным, солнечным, но ветер очень слабый а потом и вовсе пропал. Мы отдались отдыху. Посерерине Мраморного моря загорали и купались, ели, пили, и т. д. К вечеру появился ветерок и мы продолжили свой путь. Но к 19-ти часам уже пришлось рифить грот, менять стаксель и экипироваться по штормовому. Мраморное море разбушевалось ни на шутку. Сильный северо – восточный ветер и волна. И длинная – длинная безсонная ночь с постоянным нырянием в волны, брызги и потоки воды через рубку яхты, лавировка, отслеживание ходовых огней встречных и попутных судов. Навигация только по компасу и по огням идущих по судоходному коридору кораблей. Спуститься в каюту и воспользоваться GPS и картой невозможно, внутри каюты все летает. Еще и чертовская холодина по ночам. Разгар лета а тут холодно. Так мы боролись всю ночь. На рассвете в полумраке показался остров с маяком на вершине. Сразу я подумал что это Сивриада но подойдя поближе заметил, что очертания острова немного не похожи. Пришлось спуститься в каюту, взять размокшую и расползшуюся карту, снять координаты и определить – где мы? Оказалось что возле острова Имралы, в районе закрытом для плавания. Снова общаться с турецкими властями небыло никакого желания – отсутствие необходимых документов и присутствие на борту яхты таких вещей как ноутбук с подробнейшими картами Турции, прибора ночного видения, бинокля, GPS-ок , радиостанций и подводного снаряжения могли послужить хорошим поводом для шпионского сюжета. Поэтому мы быстренько решили убраться оттуда, в предрассветном тумане, пока турки спят, время еще только 6.20. Мое предположение по поводу того, что море к утру успокоится не оправдалось, стихия продолжала бушевать.... читать дальше-
http://musson.ucoz.ua/publ/1-1-0-12